Не понимают то, что читают, не запоминают сюжет прочитанных книг, совершенно не интересуются литературой – так родители и педагоги могут сказать про большинство современных детей. Но в чем причина повального равнодушия к чтению как к форме досуга, и можно ли как-то заинтересовать им ребенка? Расскажем в этой статье.
Почему современные школьники не любят читать?
Большинство современных школьников читают из-за того, что такие задания задаются в школе, или потому, что их заставляют родители. При этом, сами дети редко предпочитают проводить свободное время за книгами, выбирая общение с друзьями, прогулки, просмотр мультфильмов или сериалов или компьютерные игры. У повального нежелания читать есть множество причин:
- неподходящая по возрасту или интересам литература. Ученикам начальной школы могут быть неинтересны сказки, которые ребята уже «переросли», а тем, кто учится в средних или старших классах, скучной или непонятной кажется классика. И если список школьной литературы сложно видоизменить, то книги для внешкольного чтения нужно выбирать с учетом интересов и возраста ребенка.
- отсутствие примера перед глазами. Родительский пример играет важнейшую роль при воспитании любви к чтению. Если дома много книг, а сами родители любят читать, то и у ребенка может проснуться интерес к этому занятию.
- давление со стороны учителей и родителей. Взрослые понимают, что чтение полезно для развития грамотности, кругозора, устной и письменной речи, а потому заставляют детей читать. Но чтобы ребенок сам захотел знакомиться с книгами, нужно его заинтересовать.
Почему ребенок не понимает прочитанное?
Еще одной причиной нежелания читать является низкий уровень развития навыков чтения. И речь не только о скорости воспроизведения текста и умении читать его вслух или про себя, но и о качестве понимания материала. Когда родители или учителя говорят ребенку прочитать книгу, он воспринимает это как рутинное занятие, с которым нужно поскорее справиться, чтобы освободиться. Поэтому школьник старается как можно быстрее ознакомиться с предложенным текстом и не пытается его понять и проанализировать.
Чтобы ребенок понимал прочитанное, он должен быть вовлечен в процесс чтения, а этого невозможно добиться без заинтересованности. Как же родители могут заинтересовать книгами?
Как помочь ребенку полюбить книги?
Обсуждение и анализ прочитанного является важным условием понимания текста. Поэтому родителям нужно задавать ребенку вопросы после того, как он прочитал книгу: «Что нового удалось узнать?», «Что показалось тебе непонятным?», «Какие выводы ты можешь сделать?». Совместное обсуждение прочитанного поможет научиться рассуждать. Даже если ранее учащийся читал невнимательно, с каждой новой книгой он все больше будет концентрироваться на ее содержании.
Не менее важное условие развития интереса к чтению – это тренировка соответствующих навыков. Развить их можно с помощью методики обучения быстрому чтению с высоким уровнем понимания прочитанного, которую предлагает академия SMARTUM. Эта программа научит использовать разные методы восприятия текста, а также повысит уровень понимания и запоминания информации. Благодаря этому, ребята смогут более эффективно знакомиться как с художественными текстами, так и с учебниками и пособиями.